https://polsha.org/uploads/posts/2018-09/medium/1536496807_pensiya-v-polshe.jpg

2 июня 2020 г. подписано Административное соглашение о порядке применения Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о социальном обеспечении от 13 февраля 2019 года.

Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о социальном обеспечении (скачать текст договора (рус)

Административное соглашение определяет:

• порядок применения отдельных положений Договора;

• механизм взаимодействия компетентных организаций Сторон по организации работы по обеспечению выплатами из области социального обеспечения, предусмотренными Договором.

Административное Соглашение вступит в силу с момента вступления в силу Договора и будет действовать в течение срока действия Договора.

Напомним, Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о социальном обеспечении от 13 февраля 2019 года применяется к законодательству, касающемуся:

в Республике Беларусь:

• уплаты взносов на обязательное государственное социальное страхование;

• пособий по безработице, временной нетрудоспособности и материнству, на погребение;

• трудовых пенсий (по возрасту, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);

• единовременной и ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Положения Договора в Республике Беларусь не применяются в отношении пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членов их семей.

в Республике Польша:

• пособий по безработице, а также социального страхования и социального страхования фермеров, пособий на погребение;

• выплат по болезни и материнству;

• пенсий, ренты по нетрудоспособности и семейной ренты;

• выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.

По Договору Республика Беларусь и Республика Польша будут назначать пенсии за стаж, приобретенный в соответствии с законодательством на их территории.
Выплата пенсии, назначенной в другом государстве, будет производиться пенсионеру в государстве его проживания.

Договор вступит в силу с первого дня третьего календарного месяца, следующего за месяцем получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

К настоящему времени Договор ратифицирован только в Республике Беларусь (Законом Республики Беларусь от 17 октября 2019 г. № 238-З).

В соответствии со ст. 8 Закона о пенсиях, при определении права на пенсию по старости и исчислении ее размера учитываются стажи за рубежом, если это предусмотрено международными договорами. Между Польшей и Беларусью, Польшей и Россией таких соглашений нет. Это означает, что страховые стажи в Беларуси и России не могут быть засчитаны в счет права на польскую пенсию по старости. Ходатайство о польской пенсии по старости может рассматриваться только на основании польских правил, а пособие - только на польские периоды страхования.

Для проверки права на пенсию по страховым периодам, прошедшим в Беларуси и России, заинтересованное лицо должно будет обратиться в страховые учреждения Беларуси и России соответственно. Каждый из них будет рассматривать право на пенсию в соответствии с положениями, действующими в этой области в Беларуси и России. Законодательство, действующее в каждой из этих стран, определит, имеете ли вы право на пенсию.

Сроки выхода на пенсию и суммы пенсий

Беларусь:

с 1 июля 2022 в Республике Беларусь женщины и мужчины, за исключением льготных категорий, будут уходить в заслуженный отдых при достижении ими 58 и 63 лет, соответственно.

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

·

Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:

В 2017 году – минимум 16 лет:

·        В 2018 году – минимум 16,5 лет;

·        В 2019 году – минимум 17 лет;

·        В 2020 году – минимум 17,5 лет;

·        В 2021 году – минимум 18 лет;

·        В 2022 году – минимум 18,5 лет:

·        В 2023 году – минимум 19 лет;

·        В 2024 году – минимум 19,5 лет;

·        В 2025 году – минимум 20 лет.

- женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

-инвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

-работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам - 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

-военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

Минимальный размер пенсии по возрасту – 65,72 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

Минимальный размер пенсии по возрасту с учетом доплаты составляет 273,76 руб. (минимальный размер пенсии по возрасту 65,72 руб. +  доплата 208,04 руб.).

Польша:
Emerytura stażowa (Пенсия за стаж)

позволит получить права раньше, проработав определенное количество лет:

-пенсия по возрасту для женщин - после 55 лет и проработав 35 лет
-пенсия по возрасту для мужчин - по достижении 60 лет и проработке 40 лет.

Чтобы «стажировка» имела смысл, у получателя должен быть капитал на счете, который позволит выплату 120 процентов. минимальной пенсии. Если бы они действовали сегодня, самая низкая пенсия по возрасту для женщины, проработавшей 35 лет, теперь составляла бы 1440 злотых, также как и для мужчины, проработавшего 40 лет, независимо от возраста.

Однако в 2020 году  этот законопроект не был внесен в Сейм, хотя у главы государства также есть законодательная инициатива. Тема также возвращается в 2021 году в связи с гражданским законопроектом, который был внесен в канцелярию президента.

В соответствии с законом минимальный стаж работы, дающий право на получение пенсии по возрасту, в настоящее время составляет 22 года для женщин и 25 лет для мужчин. Очевидно, трудовой стаж следует понимать как продолжительность периодов уплаты взносов и периодов без уплаты взносов, но только до определенной суммы.

К периодам уплаты взносов относятся, в частности, периоды пенсионного страхования, за которые взносы выплачиваются ежемесячно, например, когда мы работаем по трудовому договору. Периоды уплаты взносов также покрывают продолжительность выплаты пособия по беременности и родам.

С другой стороны, периоды без уплаты взносов включают, среди прочего, вознаграждение, полученное за период нетрудоспособности, пособия по болезни или социального страхования по уходу, пособия на реабилитацию или периоды отпуска по уходу за ребенком.

Следует помнить, что при определении права на пенсию учитываются периоды, не связанные с уплатой взносов, в размере, не превышающем одной трети подтвержденных периодов уплаты взносов. Однако стаж работы не является единственным условием для получения пенсии по возрасту.

Второй - достижение пенсионного возраста, который сейчас составляет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. При выполнении обоих условий мы можем рассчитывать на минимальную пенсионную выплату:

В этом году самая низкая пенсия составит 1250 злотых брутто.
В конце октября 2019 года средний размер пенсии составлял 2 379,19 зл., 

По данным ZUS, цитируемым praw.pl, 45 человек в стране получают самые высокие пенсии - в размере 10 000 злотых брутто и более. Четверо пенсионеров получают вдвое больше, более 20 000 злотых. Рекордсмены отработали долго на пенсии: 57 лет, 60 лет, 61 год и более 61 года. Только один из четырех мужчин завершил свою профессиональную деятельность в возрасте 78 лет. Остальные вышли на пенсию по достижении 80 лет.

Сейм работает над безналоговой пенсией. Между тем, с 1 января размер минимального пособия увеличился до 1200 злотых брутто. Тринадцатую пенсию будут выплачиваться из этой суммы каждый год. Четырнадцатая пенсия по будет выплачиваться с ноября 2021 года, и его размер будет зависеть от дохода пенсионера.

источник 1

источник 2

источник 3

источник 4

Источник 5